25 апреля состоялась всероссийская онлайн-конференция “Диалог: развитие внутреннего туризма: строительство баз, кэмпингов, модульных гостиниц”. В ней приняли участие представители органов власти, бизнеса и члены общественных организаций из более чем 45 регионов России. Слушатели обсудили как текущую нехватку объектов коллективного размещения в условиях роста внутреннего туризма, так и перспективы развития трудно- и малодоступных привлекательных туристских локаций с помощью новых технологий.
По свежим данным Российского союза туриндустрии, внутренний туризм в России по итогам 2022 года составил 68,5 млн человек, а в 2023 году может вырасти на 5% — до 72 млн человек. Темпы роста остаются стабильными уже несколько лет, однако представители отрасли отмечают, что уже сейчас одна из остро стоящих проблем — это нехватка объектов коллективного размещения, моральное и физическое устаревание текущих баз отдыха и гостиниц вкупе с необходимостью создания новых точек притяжения в регионах и использование для этого современных решений.
Освещению этого вопроса и была посвящена однодневная онлайн-конференция “Диалог: развитие внутреннего туризма: строительство баз, кэмпингов, модульных гостиниц”. Инициатором стала Ассоциация умных городов и ее президент Юрий Берестов при поддержке Комитета по туризму Санкт-Петербурга. Партнером проекта выступил технопарк “Айра”. Открывал мероприятие Азаренков Сергей, генеральный директор СПб ГБУ «Конгрессно-выставочное бюро», проводил и модерировал мероприятие Алексей Волков, Президент Общенационального Союза индустрии гостеприимства.
На пленарном заседании выступили спикеры из самых разных сфер, что позволило получить наиболее полную картину достижений и проблемных мест в вопросе обеспечения жилья в условиях резко возросшего турпотока. Представители органов власти докладывали о действующих системах грантовой поддержки и средствах реализации туробъектов в труднодоступных местах Чеченской Республики (Байтазиев Муслим, министр по туризму Чеченской Республики), о том, как реализуется программа развития малых объектов на примере Ленинградской области и текущих мерах поддержки отрасли (Чайковский Евгений, председатель комитета по культуре и туризму Ленинградской области), о примерах взаимодействия бизнеса и власти в создании объектов туристской инфраструктуры (Ермолаев Олег, министр экономического развития и промышленности Республики Карелия). Эксперт РЖД Кудряков Антон подготовил доклад о набирающих популярность железнодорожных круизах и том, как РЖД решает вопрос комфортности ночлега и длительных путешествий на поезде.
“В прошлом году Карелию посетило на 35% больше туристов, чем в 2021, и динамика такова, что количество людей постоянно растет. По оценке предпринимателей в сфере туризма, нам в регионе не хватает еще около 10 тысяч койко-мест для размещения туристов при том, что сейчас в Карелии зарегистрировано 772 объекта размещения на 18 тыс койко-мест. В республике действуют программы поддержки бизнеса в сфере туризма, в том числе направленные на строительство гостиниц, гостевых домов - из бюджета в 2022 году было выделено 100 млн, которые направлены на компенсацию затрат на строительство или реконструкцию объектов размещения, до 25% затрат компенсируем субсидиями. Перспективным направлением видится как раз глэмпинги и различные объекты некапитального строительства, которые можно быстро ввести в эксплуатацию. Так, в 2022 году открылось 10 новых глэмпингов - это 550 койко-мест ”, — комментирует ситуацию в регионах на примере собственного Ермолаев Олег, министр экономического развития и промышленности Республики Карелия.
Большое внимание в обсуждении было уделено непосредственно самим объектам, призванным решить проблемы с размещением туристов. Туризм вызывает мультипликационный эффект в экономике: развитие гостиниц нового типа позволяет осваивать новые локации, подтягивает за собой развитие инфраструктуры, производств, логистических услуг и инновационных разработок. Конкуренция способствует повышению производительности труда и росту оплаты труда во всех сопряженных сферах. Представители бизнеса в лице Антона Пробста, операционного директора производства модульных домов, и Логиновой Натальи, заместителя генерального директора производства модульных домов AIRA Homes рассказали о том, как модульные дома и подобные конструкции могут стать импульсом развития для внутреннего туризма и в чем их специфика. А Белякова Наталия, директор департамента экспедиций и развития туризма РГО, поделилась опытом эксплуатации таких решений в условиях полевых экспедиций и набирающего популярность направления научно-исследовательского туризма.
“Туризм — это не только сервис, но и производство и разработка новых инновационных продуктов, в том числе интеллектуальных решений, — подчеркивает Юрий Берестов, генеральный директор AIRA Homes. — Мы на рынке производства модульных домов видим многие боли туристического бизнеса. Поэтому за последний год собрали консорциум из специалистов отрасли под эгидой AIRA Homes и предложили рынку продукт, который будет полезен как органам власти, так и инвесторам, которые входят в рынок, так и текущим игрокам. Программа реализации модульных отелей с инфраструктурой под ключ включает в себя десяток этапов: это и оценка участка, и подготовка документов, и поиск и сопровождение на получение грантов или субсидий, консультации, помощь в получении кредита в банках-партнерах, непосредственно производственные и строительно-монтажные работы и пр. Все это работает по принципу “одного окна” для бизнеса, причем можно выбрать те услуги и этапы, которые актуальны, например, только консультации или помощь в подготовке документов. Нам удалось разработать такую систему непрерывного цикла, в том числе с помощью собственного высокотехнологичного производства, на котором постоянно держим запас не менее чем 30 готовых модульных домов, чтобы развернуть готовую базу отдыха можно было буквально за неделю”.
Также на круглом столе “Реализация проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» как элемент развития экономического потенциала регионов. Тенденции и поддержка от государства” в свободном формате участники смогли обсудить вопросы получения грантов, существующих программ, которые отличаются от региона к региону как объемами поддержки, так и спецификой работы. По задумке организаторов конференции, подобные стратегические сессии помогут развить отношения между органами власти и представителями отрасли в части прозрачности совместной работы и ожиданиях от бизнеса, мерах поддержки в сфере туризма, текущих программах по развитию туризма в разных регионах, в том числе существующих грантах — например, на строительство модульных гостиниц.